Будет ли Лукашенко верен Путину до конца?
Об этом пишет внештатный старший научный сотрудник Евразийского центра Atlantic Council, доцент Техасского университета в Арлингтоне и ведущий подкаста Power Vertical Брайан Уитмор, передает сегодня НВ.
Но, видимо, больше желающих не нашлось. Кроме Путина и Лукашенко, ни один другой лидер во время своих публичных выступлений не поднял вопрос о войне в Украине.
Издание Медуза сообщает, что конфликт обсуждался за закрытыми дверями, однако в совместном заявлении, опубликованном после встречи ничего не говорилось об Украине и так называемой «специальной военной операции» России.
Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась сообщил журналистам, что перспектива ввода войск стран организации в Украину не обсуждалась. Казахстан, у которого после России вторая по величине армию в блоке, неоднократно исключал отправку войск ОДКБ в Украину. Казахстан также отказался помочь России обойти западные санкции, введенные в ответ на вторжение Путина.
Отсутствие поддержки со стороны состоящей из шести стран ОДКБ подчеркнуло углубление международной изоляции России, что становится очевидным даже для самых стойких сторонников Кремля.
«Мы находимся в полной геополитической изоляции, и весь мир против нас, даже если мы не хотим это признавать», — сказал Михаил Ходаренок, полковник в отставке и военный обозреватель 16 мая в эфире пропагандистского ток-шоу, вышедшего на канале Россия 1.
Тем не менее, после завершения саммита ОДКБ, Лукашенко стремился продемонстрировать свою полезность и верность Путину, сосредоточив свои войска вдоль белорусской границы с Украиной. Этот шаг, как говорится в сообщении британской военной разведки, по-видимому, был попыткой отвлечь украинские силы от противостояния с Россией на Донбассе.
Хотя Лукашенко и последний оставшийся союзник Путина на постсоветском пространстве, он так же непредсказуем.
Я уже писал о том, что инстинкты выживания Лукашенко одновременно толкают его в противоположных направлениях на предмет, какую позицию занять в войне Путина против Украины. Его почти полная зависимость от российского диктатора в смысле политического выживания заставляет Лукашенко поддерживать войну Путина.
В то же время тот факт, что эта война ведется плохо, в Беларуси войну не поддерживают, за ее поддержку Запад накладывает дополнительные санкции и страна оказывается в более глубокой международной изоляции, побуждает Лукашенко дистанцироваться от конфликта.
По мнению британской разведки, белорусский диктатор идет по лезвию ножа — «вероятно, балансирует между поддержкой российского вторжения и желанием избежать прямого военного участия с риском западных санкций, украинского возмездия и возможного недовольства в белорусских вооруженных силах».
Быть одним из немногих оставшихся друзей Путина уже дорого обошлось Беларуси. 15 мая премьер-министр Беларуси Роман Головченко заявил, что санкции Запада стоили стране $16 млрд и около $18 млрд, недополученных от экспорта. «Из-за санкций почти весь белорусский экспорт в страны Евросоюза и Северной Америки заблокирован», — отметил он.
Видя изоляцию, от которой страдает Беларусь, поддерживая войну Путина, издержки, варьирующиеся от экономических санкций до исключения из международных спортивных мероприятий, другие бывшие союзники России в ОДКБ явно подумают дважды, прежде чем оказать Кремлю даже символическую поддержку.
Распечатать